Информация |
---|
Каталог продукции |
---|
Лидеры продаж |
---|
|
Заказать звонокThere is no form with this name or may be the form is unpublished, Please check the form and the url and the form management. |
Опыт реализации программ коммерческого учета энергоресурсов в городе Москве
РОМАДОВ Вячеслав Николаевич,
Технический директор
ООО «Теплоком-Сервис М»,
к. т. н.
Введение
Принятие федеральных и региональных законов об энергосбережении диктуется в
настоящее время не только требованиями рационального использования
невозобновляемых источников энергии, но и требованиями энергобезопасности.
Несоблюдение этих требований приводит к аварийным ситуациям, сопровождающимся
отключением абонентов от тепловых и электрических сетей, как это произошло 24–26
мая 2005 г. в г. Москве, крупнейшем потребителе топливно-энергетических ресурсов
в России.
Хороший налоговый бухгалтер в Вирджинии:
yourbooksontime.com
адрес компании.
Повышение энергоэффективности городского хозяйства за счет сокращения
нерационального использования энергоресурсов - основной инструмент повышения
энергобезопасности.
Внедрение программ энергосбережения возможно только при выполнении обязательного
условия: осуществления учета производства, распределения и потребления этих
ресурсов (статья 4 Федерального закона об энергосбережении).
В этом случае взаимоотношения продавца и покупателя услуг (ресурсов) переходят из области нормативного распределения в область экономических расчетов за действительно потребленный продукт.
Сегодня во многих регионах России осуществляются программы оснащения объектов жилого фонда общедомовыми приборами учета тепловой энергии и теплоносителя. В Москве для реализации этой программы принято Постановление Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. N 77-ПП.
О внедрении продукции ЗАО «Теплоком» в Московском регионе
Темп внедрения продукции ЗАО «Теплоком» в Московском регионе существенно увеличился в связи с выходом Постановления Правительства г. Москвы от 10 февраля 2004 г. № 77-ПП. Теплосчетчики ТСК являются одними из немногих приборов, рекомендованных для установки в узлах учета г. Москвы. Возможность учета и регистрации одним счетчиком одновременно систем ЦО, ГВС и холодной воды оказалась очень привлекательной с экономической точки зрения для всех участников процесса.
На графике рис.1 отражена доля оборудования ЗАО НПФ «Теплоком» в общем числе приборов учета, установленных только в г.Москве. Здесь учтены не только узлы учета, полностью смонтированные из оборудования ЗАО НПФ «Теплоком», но и использующие в своем составе, наряду с оборудованием других производителей, тепловычислители ВКТ или преобразователи расхода ПРЭМ.
Большая заслуга в широком внедрении теплосчетчиков ТСК принадлежит представителям ЗАО НПФ «Теплоком» (г. Санкт-Петербург) в Московском регионе - ООО «Теплоком-Сервис М».
Также рекомендуем хороший магазин электрики по ценам и ассортименту лидер.Начиная с 2005 года, с их помощью была организована первичная поверка преобразователей расхода типа ПРЭМ на нескольких проливных станциях Московского региона, а в 2007 году введена в эксплуатацию собственная поверочная установка.
Рис.1 Долевое распределение оборудования УУТЭ различных производителей в г.Москве
ООО «Теплоком-Сервис М» является специализированной организацией, имеющей непосредственную связь с производителями приборов учета и необходимую подготовку по их установке и обслуживанию. ООО «Теплоком-Сервис М» имеет четко сформированную структуру с отработанной схемой взаимодействия звеньев и необходимое количество квалифицированного персонала.
Некоторые результаты внедрения узлов коммерческого учета
По мере реализации Постановления Правительства г. Москвы №77-ПП появляется
возможность учета действительного потребления ресурсов обобщенным собственником,
в качестве которого от лица жильцов выступает управляющая компания.
К настоящему времени муниципальный жилой фонд города оборудован, по данным МОЭК,
общедомовыми приборами учета более чем на 80%. Такой объем внедрения позволяет
сделать некоторые выводы.
Так, во-первых, обнаруживается большая разница между реальной температурой теплоносителя подающего трубопровода системы отопления по сравнению с нормативной, соответствующей температурному графику (рис.2).
Рис.2
Разница в температуре теплоносителя подающего трубопровода Т1 и температуры,
соответствующей температурному графику, достигает 20-50 ОС в меньшую сторону. За
это никто ответственности, в том числе материальной, не несет. А температура
возвращаемого теплоносителя всегда соответствует графику, т.к. в случае
нарушения графика немедленно следуют штрафные санкции со стороны теплоснабжающих
организаций.
Решением проблемы стало бы законодательное применение санкций и к
теплоснабжающей организации. При этом, в случае ликвидации недотопа, снизились
бы нагрузки и на перекачку теплоносителя по трубопроводам, т.к. теплоносителя с
более высокой (нормативной) температурой потребовалось бы меньше для такого же
прогрева жилых помещений.
Проанализируем более подробно отопительный сезон 2006-2007 г.г.
Обратимся к графику рис.3, на котором изображены отклонения реально потребленного количества тепловой энергии от рассчитанного по методике [5], п.2.1 «Определение потребного количества тепла на отопление жилых и общественных зданий», формула 2.5.
Рис.3. График перетопов/недотопов сезона 2006-2007 г.г.
Следует указать, что адреса на графике рис.3 расположены по возрастанию года строительства дома. Анализировались дома застройки 1957-2004 г.г., т.е. практически за 50 лет. Такое разбиение позволило выявить одну особенность – существует устойчивая тенденция (штриховая линия) к увеличению недотопа с ростом года строительства. Эта особенность может быть принципиально обусловлена местоположением дома на трассе, т.е. удалением от ЦТП и связанных с этим потерь температуры теплоносителя.
Но в данном случае недотоп обнаружен абсолютно на всех домах застройки после 1970 г. Методика [5] не делает различия по удельной отопительной характеристике между домами после 1958 г. застройки (за исключением некоторых типов при сложной зависимости от объема здания по наружному периметру). Однако анализ жалоб жителей на некомфортные условия проживания по температуре в помещении показывает, что минимальное количество жалоб поступает от жителей домов после 1985 г. застройки. Следовательно, различие есть и заключается оно в качестве теплоизоляции зданий.
Ни автоматическое регулирование температуры подачи на ЦТП, ни ручное
регулирование температуры воды обратного трубопровода на домах не гарантирует
соблюдение температурного графика, особенно при резких изменениях температуры
наружного воздуха. В данном случае проблема энергосбережения может решаться
внедрением регуляторов температуры и монтажом ИТП в жилых зданиях.
Результаты анализа позволяют сформулировать несколько общих выводов:
- Жители домов застройки 1958-1970 г.г. априорно поставлены в неравные условия по потреблению тепловой энергии. В результате либо они вынуждены переплачивать за отопление, либо эту переплату компенсируют жители домов, построенных по более современным технологиям.
- Внедрение регуляторов температуры (особенно на жилых домах до 1970 г. застройки) поможет решить задачу энергосбережения. Дополнительно эта мера совместно с внедрением приборов учета заставит коммунальные службы принять меры для сокращения тепловых потерь при транспортировке теплоносителя, т.к. эти потери жители оплачивать уже не будут.
Основания для внедрения АСКУЭ
Общедомовой узел учета дает только общую картину, не вычленяя каждого жителя,
в то время как «Закон о защите прав потребителей» прямо указывает, что
потребитель должен оплачивать услугу только в том объеме, в каком он ее получил.
Поэтому следующим этапом выполнения Постановления №77-ПП является установка
поквартирных приборов учета горячей и холодной воды.
По данным МосгорБТИ общее количество квартир в Москве составляет 3 686 493 штук
(по России – около 50 млн.). Для того, чтобы только в Москве один раз в полгода
посетить эти квартиры для контроля показаний водосчетчиков потребуется в
идеальном случае не менее 1000 инспекторов, занятых только этой работой.
Учитывая возможное отсутствие жильцов, необходимость проведения минимального
технического обслуживания, ремонтных и поверочных работ, необходимое число
обслуживающего персонала увеличивается многократно. Затраты на содержание такого
штата сотрудников, которые будут возложены на квартиросъемщиков, могут свести к
нулю все выгоды от установки приборов учета.
Решить эту проблему может внедрение автоматизированной системы коммерческого учета энергоресурсов (АСКУЭ), позволяющей дистанционно снимать показания приборов (часовые, суточные и т.д.), отслеживать состояние оборудования узлов учета и направлять специалистов только по действительно проблемным адресам.
Теплосчетчики ТСК-7 и ТСК-5, производства ЗАО НПФ «Теплоком» и входящие в их состав тепловычислители ВКТ-7 и ВКТ-5 в стандартной комплектации полностью подготовлены к включению в единую информационно-измерительную систему. Удаленная передача данных может быть осуществлена любым удобным потребителю способом.
Отличительные характеристики теплосчетчиков ТСК, позволяющие без дополнительных затрат и модификаций интегрировать их в системы удаленной передачи данных:
- Адаптеры интерфейсов RS232/RS485 тепловычислителей ВКТ-7 и ВКТ-5, применяемых в составе теплосчетчиков ТСК полностью соответствуют международным стандартам EIA RS-422/485.
- Используется передача данных по стандартному международному протоколу ModBus. Протокол открытый и находится в свободном доступе на сайте компании ЗАО НПФ «Теплоком»: http://www.teplocom.spb.ru/ .
В настоящее время системы диспетчеризации УУТЭ на основе теплосчетчика ТСК внедрены на объектах следующих Административных образований г.Москвы: ВАО, САО, ЗАО, ЮЗАО.
Проектированием, монтажом и обслуживанием таких систем занимается ООО «Теплоком-Сервис М».
Результаты внедрения АСКУЭ
Компанией Теплоком-Сервис М» смонтирован ряд объектов, по которым в течение продолжительного времени ведется сбор и обработка данных о потреблении воды в квартирах.
Анализ полученных данных позволил выявить ряд особенностей :
Выяснилось, что в среднем по городу в жилых домах число квартир, потребляющих горячей воды больше нормы, составляет примерно 30%. Оставшиеся 70% квартир оплачивают не только этот перерасход, но и недополученную по норме воду. Процент переплаты за неиспользованную услугу составляет примерно 20% от общего платежа дома.
Применение системы АСКУЭ позволяет выявить еще одну особенность – различие потребления в квартирах с различным числом прописанных жильцов. Для этого были проанализированы доли квартир, в которых отмечено сверхнормативное потребление воды (СНП) в зависимости от числа прописанных жильцов (рис.4).
Рис.4. Доли квартир со сверхнормативным потреблением воды.
Анализ показал вполне ожидаемую картину – чем больше прописанных, тем меньше душевое потребление. Несколько неожиданной оказалась большая разница в долях квартир со сверхнормативным потреблением. Для прояснения этого вопроса снова на помощь приходит система АСКУЭ.
Более подробный анализ потребления воды в отдельных квартирах позволил обнаружить, в основном среди квартир с одним и двумя прописанными жильцами, факты несанкционированного увеличения числа проживающих. Данные факты впоследствии были подтверждены проверкой, проведенной представителями ДЕЗ.
Дополнительно можно указать следующее:
1. Действительное потребление суммы ГВ и ХВ в пересчете на одного зарегистрированного жильца составляет ≈ 200 л/сут., в отличие от нормы 384 л/сут.
2. 50% жителей потребляют суммарно ГВ и ХВ менее 50% от нормативного, то есть оплачивая по нормативам они уже сейчас платят 100% за жилищно-коммунальные услуги, по крайней мере, за водопотребление.
3. Переплата за неиспользованные ресурсы (разность между нормативным и реальным потреблением ГВ и ХВ) составляет от 500 до 800 руб./год на одного прописанного жильца, что в масштабах города превращается в огромную сумму.
Также анализ данных позволил выявить закономерность потребления по дням
недели (рис.5, а). Определено, что пик потребления приходится не только на
выходные дни, но и на среду. Исключение составляют праздники, которые также
обнаруживаются по анализу потребления (пиковые нагрузки). Эти особенности могут
быть полезными при планировании работы служб, ответственных за водоснабжение.
а) недельный цикл водопотребления б) часовая неравномерность потребления горячей
воды в жилых домах
Рис.5 График неравномерности водопотребления
Анализ почасового потребления горячей воды, который может быть получен только с помощью АСКУЭ, выявил интуитивно понятную зависимость величины потребления от времени суток (рис.5, б).
График на рис.5,б позволил выделить период примерно с 1 часа ночи до 5 часов утра, когда потребление воды (особенно горячей) минимально. Если в этот период переводить ГВС в экономичный режим поддержания температуры горячей воды на уровне (40÷45) ОС, то можно получить существенный экономический эффект. Регулирование может осуществляться как в самом доме при наличии соответствующих теплообменников, так и централизованно на ЦТП. Особенно эффективно регулирование температуры ГВС в домах, в которых установлены ИТП с теплообменниками для подогрева воды системы горячего водоснабжения, т.к. в этом случае экономический эффект будет отнесен именно к данному дому.
Экономическая целесообразность внедрения систем АСКУЭ поквартирного учета потребления ресурсов
Внедрение поквартирного учета воды позволяет не только правильно учитывать действительно потребленные ресурсы, но и снизить количество субсидантов, т.е. граждан, имеющих право на субсидии. Это происходит по причине уменьшения у части жильцов расходов на ЖКУ до пределов, не превышающих 20% совокупного дохода.
Проведенные расчеты показывают, что сумма денежных средств, собранных за ЖКУ и остающихся в бюджете после выплат по субсидиям, оказывается большей в случае внедрения приборного учета, несмотря на то, что граждане оплачивают реальное потребление, которое меньше нормативного (рис.6).
Затраты на установку поквартирных приборов учета окупаются уже в течение
первого года эксплуатации.
Кроме того, внедрение квартирного учета переводит отношения поставщика и
потребителя услуг на качественно новый уровень отношений Продавца и Покупателя,
при которых объем и качество потребляемых услуг регулируются не мифическими
«нормативами», а нормальными экономическими отношениями.
Затраты на внедрение системы АСКУЭ сравнимы с затратами на установку квартирных водосчетчиков, следовательно общий срок окупаемости составит около 2 лет.
Однако здесь следует учесть прогнозируемое повышение тарифов на поставку воды
и тепловой энергии. В этом случае, во-первых, в выигрыше окажутся те, кто
установит квартирные приборы учета, а во-вторых, срок окупаемости уменьшится
пропорционально повышению тарифов.
Рис.6 Экономия бюджетных средств, предназначенных на субсидии населению
Гарантийное и сервисное обслуживание узлов учета
Следующим этапом является гарантийное и сервисное обслуживание узлов учета. При этом возникают проблемы, которые должны быть срочно устранены правильными действиями руководителей, отвечающих за ЖКХ. В данном случае рассматриваются некоторые из них с точки зрения специалистов сервисного центра.
Полученный опыт показал, что сервисное обслуживание должна вести специализированная организация, имеющая непосредственную связь с производителями приборов учета и необходимую подготовку по их установке и обслуживанию. Это способствует скорейшему устранению простоев узлов учета, то есть уменьшению финансовых потерь потребителя.
К основным операциям сервисного обслуживания относятся: проведение пуско-наладочных работ, монтаж-демонтаж оборудования, оперативное проведение мелкого ремонта, отправка оборудования в ремонт и в поверку, обслуживание систем дистанционного снятия информации и, наконец, снятие ежемесячных отчетов о теплопотреблении. Сервисное обслуживание экономически целесообразно проводить, когда число обслуживаемых узлов учета составляет несколько десятков.
Возникает еще один аспект: завершенности монтажных и пуско-наладочных работ с
обязательным гарантийным обслуживанием. На период гарантийного обслуживания
должно выполняться правило: кто проводил монтаж, тот и обслуживает данный узел
учета.
На практике монтаж УУТЭ часто ведут неспециализированные организации. В этом
случае низкое качество пуско-наладочных работ (из-за отсутствия соответствующей
квалификации персонала монтажных организаций) требует проведения дополнительных
незапланированных работ, а соответственно, и расходов при дальнейшем
обслуживании УУТЭ. В связи с этим может появиться большое количество УУТЭ,
которые будут брать на сервисное обслуживание только при условии дополнительного
вложения средств собственника на устранение недостатков монтажа.
Анализ состава списка организаций, сдававших приборы в Сервисный центр Теплоком-Сервис М» для проведения ремонта/поверки показал, что в данном списке присутствует только 20% организаций прошедших отбор исполнителей и получивших рекомендацию Департамента ЖКХ и благоустройства г. Москвы на выполнение работ по технической эксплуатации установленных в жилых домах приборов учета холодной, горячей воды и тепловой энергии.
Кроме того, в части не прошедших отбор присутствуют некоторые организации, которые все-таки занимаются обслуживанием, часто не имея даже лицензии на данный вид деятельности (по состоянию на 11.2006).
Такая ситуация сложилась во многом из-за снижения тарифов на техническое
обслуживание узлов учета тепловой энергии и теплоносителя. В результате многие
высококлассные специалисты квалифицированных организаций вынуждены были из
финансовых соображений менять место работы, часто с переходом в другие отрасли
хозяйства. Место этих организаций и занимают в настоящее время различного рода
фирмы, не имевшие до этих пор отношения ни к приборам учета в частности, ни к
обслуживанию сложной техники вообще.
Результатом может явиться сведение к минимуму положительного эффекта внедрения
решений Постановления №77-ПП вследствие выхода из строя приборов учета из-за
неквалифицированного обслуживания.
В настоящее время во многих ДЕЗах эксплуатируются теплосчетчики разных типов, смонтированные различными монтажными организациями. При этом тендеры на обслуживание устраиваются таким образом, что их выигрывает одна организация. Как правило, сервисные организации имеют хорошо подготовленные кадры и оснастку для обслуживания теплосчетчиков одного производителя, и это необходимо учитывать при их выборе. В связи с этим возникает необходимость специально для обслуживающих организаций проводить мастер – классы по качественному обслуживанию узлов учета и проведению диспетчеризации с выдачей соответствующих сертификатов организациям и удостоверений сотрудникам, прошедшим обучение. Обучение должны проводить доверенные представители производителей приборов учета.
ЗАО НПФ «Теплоком» и Теплоком-Сервис М» постоянно обмениваются информацией о работе приборов, что помогает своевременно реагировать на возникновение нештатных ситуациий и принимать превентивные меры по улучшению качественных и потребительских характеристик приборов.
Литература:
1. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 392 "О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ
ОПЛАТЫ ГРАЖДАНАМИ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ"// "Российская газета", N 167,
06.08.2004
2. Федеpальный закон No 28-ФЗ «Об энергосбережении» (в ред. Федерального закона
от 05.04.2003 N 42-ФЗ). «Российская газета», 1996.
3. Закон №35 «Об энергосбережении в городе Москве». «Вестник Мэра и
Правительства Москвы» №43, 2006.
4. Постановление Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. N 77-ПП «О мерах по
улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за
холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной
сферы города Москвы».
5. «Методические указания по определению расходов топлива, электроэнергии и воды
на выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических
предприятий». – МУ Академии коммунального хозяйства им. К.Д.Памфилова, 1994г.
6. Ромадов В.Н., Бибиков В.А. «Переход на приборный учет – кому это выгодно?» -
Энергосбережение, № 4, 2006, с.25.
7. Ромадов В.Н., «Применение системы дистанционного съема показаний квартирных и
домовых приборов водоучета». – Строительная инженерия, №2, 2007. – стр.22.
8. Ромадов В.Н., «Опыт внедрения системы дистанционного контроля показаний
квартирных и домовых приборов водоучета». – Строительный инжиниринг, №3, 2007. –
стр.54.
9. Ромадов В.Н., «Опыт реализации постановления №77-ПП правительства г. Москвы»,
– XXV-я международная научно-практическая конференция «Коммерческий учет
теплоносителей», 2007. – стр.15.
Вячеслав Николаевич Ромадов,
Технический директор
ООО «Теплоком-Сервис М», к. т. н.
Тел. (495) 785-85-33, e-mail:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.